Мелкие нефтретрейдеры просят отсрочки на введение Техрегламента о запрете обращения ГСМ низкого экологического класса

Минэкономики Кыргызстана попросило у Евразийской экономической комиссии двухлетней отсрочки введения требований Технического регламента ЕАЭС, касающегося запрета на импорт и реализацию всех видов ГСМ II и III экологических классов. Этот регламент должен вступить в силу через несколько дней. Но в правительстве считают, что Кыргызстану нужна дополнительная отсрочка, так как отечественные производители и трейдинговые компании не успели модернизировать производственные мощности и наладить хозяйственные связи с нефтяными компаниями ближнего зарубежья.

Отметим, что при вступлении Кыргызстана в ЕАЭС переходный период для подготовки к введению соответствующего Техрегламента предусматривал четыре года. Однако отечественным производителям ГСМ за это время так и не удалось модернизировать предприятия, чтобы перейти к производству и реализации высококачественных бензина и дизельного топлива. И как итог, тысячи работников мелких нефтретрейдовых топливных компаний могут остаться без средств к существованию уже 12 августа текущего года.

Между тем, гражданские активисты, привыкшие ловить хайп на любой теме, бьют тревогу, дескать, из-за выхлопных газов шибко загрязняется окружающая среда, гибнет различная живность и наносится непоправимый вред здоровью населения. Что интересно, многие из них, не разбираясь в сути проблемы, сильно сгущают краски в вопросе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от использования в повседневной жизни автомобилей и другой техники, нагнетают обстановку вокруг сжигания различного топлива, уровень содержания серы в котором превышает нормы Евро-4 и Евро-5.

Так вот, согласно среднегодовым показаниям концентраций отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, уровень загрязнения диоксидом серы во всех районах и городах Кыргызстана невысокий.

Как отмечают в Агентстве по гидрометеорологии при МЧС КР, среднегодовые концентрации не превышают санитарно-гигиенического норматива. Более того, наиболее высокие концентрации наблюдаются в зимний период, и связаны с ростом выбросов от сжигания твердого топлива в жилом секторе и автомобильного транспорта в совокупности. В летнее же время концентрации являются довольно низкими, что свидетельствует о том, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух зависит вовсе и не от автомобильного транспорта, как считалось доселе. Правда, об этом те же самые гражданские активисты стараются не вспоминатть. А может быть, просто не знают. Кстати, гораздо больше выбросов вредных веществ наблюдается от работы ТЭЦ на угле и отопления населения в зимний период молодыми бурыми углями. Однако об этом тоже почему-то не принято говорить вслух.

Источник в одной из нефтетрейдовых компаний заявил, что как таковая экологическая составляющая низких классов топлива, а речь идет о топливе классов К2 и К3, импортируемых в Кыргызстан и производимых здесь, априори не может превышать допустимые нормы в тысячи раз, ввиду того, что данные виды топлива соответствуют показателям требований Технических регламентов ЕАЭС именно этих классов!

Без сомнения, допустимая норма концентрации в этих классах превышает содержание по сере и ароматическим углеводородам нормы регламентов К-4 и К-5, но не в разы, а лишь на проценты на один литр любого моторного топлива. И не более того!

Мелкие нефтретрейдеры, завозящие в Кыргызстан топливо небольшими партиями, отмечают, что разница в горючем классов К2 и К3 не сильно отличается от более высоких классов. Завозят они именно данные типы топлива из-за их доступности в цене. Население и сельхозпроизводители также более охотно приобретают более дешевое горючее, нежели дорогое. Прежде чем приступить к весене или осенне-полевым работам, каждый дехканин ведет нехитрый подсчет своим предполагаемым затратам, старается хоть немного съэкономить, боясь пролететь с конечной стоимостью продукции. Тем более, что предсказать, как себя поведет внутренний рынок сельхозпродукции, крайне сложно. Многие фермеры в прошлом году остались на бобах, тот же самый картофель, к примеру, пришлось отдавать за копей ки и выплачивать тяжелое бремя кредитных ставок.

Нефтретрейдеры Кыргызстана готовы перейти к производству экологически чистого топлива, но для этого требуется время и, главное, немалые средства для модернизации предприятий. Чтобы перевести все заводы по республике, производящие топливо, на которых работает как минимум 15 тысяч человек, нужны серьезные финансовые вложения для приобретения соответствующих установок по гидроочистке серы, при этом необходимо менять технологические процессы. Модернизация на многих предприятиях Кыргызстана, к слову, начата. Практически во всех промышленных предприятиях, включая флагман на севере – китайскую компанию «Джунда» и на юге – «Кыргыз Петролеум компани».

Для завершения модернизации производства, еще раз подчеркнем, необходимо время. Второй вопрос, касающийся продления отсрочки введения Техрегамента, связан с экономической составляющей.

Топливо высоких экологических классов значительно дороже. В среднем, тонна топлива высокого экокласса обойдется приблизительно на 2300 сомов дороже. Это означает, что и отпускаться она населению будет примерно на 3-3,5 сома дороже за литр, чем сейчас. Готово ли население платить по новым ценам – вопрос открытый.

Удорожание моторного топлива, которое и сейчас значительно дороже, чем в соседнем Казахстане, приведёт к резкому увеличению незаконного перетока бензина и дизельного топлива из этой страны, что сразу скажется на размерах обязательных платежей в бюджет страны, а также в Фонд охраны окружающей среды, который взимает с каждой тонны ввозимого официально топлива немалые средства. Правило просто: там, где сверхприбыли, там и незаконные дельцы, а значит, и коорупция.

Независимые нефтетрейдеры, не входящие в ассоциацию нефтетрейдеров Кыргызстана, завозят в республику около 40 процентов от общего объема дизтоплива. И там тоже работают наши сограждане, рискующие остаться без стабильного заработка. Содержать убыточную компанию никто не будет. В основном мелкие нефтетрейдеры для развития бизнеса пользуются краткосрочными банковскими кредитами, регулярно выплачивая по ним немалые процентные ставки. Если не будет возможности платить по счетам, то бизнес закрывается, люди остаются без заработка, и, как следствие, растет социальное напряжаение в обществе, а там и до социального бунта недалеко. На фоне непростой общественно-политической ситуации вряд ли кому-либо хотелось подобного поворота событий.

Между тем, незначительная отсрочка при введении Техрегламента позволит наладить нефтетрейдерам контакты с хозяйствующими субъектами из России и других стран, с производителями топлива, разработать и усовершенствовать существующую логистику.

Кстати, то же самое топливо класса К2 и К3 также широко используется и в самой России для собственных нужд перерабатывающих и добывающих предприятий, судов речного и железнодорожного транспорта и в достаточно больших объемах. И хотя парк техники в России более современный, нежели наш, там топливо низкого экологического класса применяется очень даже активно.

Парк же автомобилей и сельхозтехники Кыргызстана относительно старый, в среднем выпущенный 10 и более лет назад. То есть отечественный парк техники соответствует в своём большинстве стандартам Евро-2 и Евро-3, действовавшим на момент его производства. Поэтому, при отсутствии современных катализаторов дожига выхлопных газов, особого отличия в выбросе отдельных загрязняющих веществ в атмосферный воздух новыми или поддержанными авто практически нет.

Мелкие нефтетрейдеры, борющиеся за право работать на отечественном рынке, предупреждают: необходимо позаботиться о безопасности государства, и не складывать яйца в одну корзину. Мало того, что большинство из них рискует остаться ни с чем с введением Техрегамента, так еще и представительства крупных нефтяных российских компаний, присутствующие на рынке Кыргызстана, при наличии у них монополии, могут в любой момент повысить цену на ГСМ или прикрыть, а то и вовсе перекрыть кран. Отсутствие мелких нефтертейдеров на отечественном рынке соответственно на руку крупным монополистам. У последних появятся определенные рычаги давления на власть.

Пока что мелкие нефтетрейдеры худо-бедно составляют им конкуренцию, не позволяя им диктовать цены. У правительства все еще есть поле для маневра. Однако, сосредоточив все в одних руках, мы рискуем остаться без дешевого топлива для обработки сельхозугодий, общественного транспорта и многого другого. К сожалению, никто бо этом не говорит. Либо потому что не знает, либо просто не просчитывает подобные риски. А они есть. Общество в штыки воспринимает любое решение, касающееся экономической составляющей. Особенно если есть риск хотя бы определенной части простого населения остаться без средств к существованию и уверенности в завтрашнем дне.

0 Reviews

Write a Review

Предыдущая запись

На Иссык-Куле пройдет V студенческий пленэр молодых художников СНГ, Балтии, Грузии и Кыргызстана

Следующая запись

В Кыргызстане утверждена программа по обеспечению фитосанитарной безопасности на 2019-2023 годы

Оставьте коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *