И суровый «Торугарт» преобразился

Процесс цифровизации идет полным ходом на кыргызской таможне. В чем убедились журналисты, побывав  на пункте пропуска «Торугарт» на границе с Китайской Народной Республикой. За всем процессом растаможки строго следят видеокамеры и не только.
Выехать пришлось еще затемно. Расстояние от столицы до «Торугарта» полтысячи километров. Благо, выдалась солнечная погода. Мчась по ровным и прямым дорогам, мы незаметно с высоты около 700 метров над уровнем моря в Чуйской долине оказались на уровне 3 тысячи 700 метров в предгорьях Ат-Башы.
«Торугарт» встретил сурово. Погода и местность сродни рассказам Джека Лондона. Вокруг, кроме, естественно, пункта пропуска ни души. Солнце светит довольно ярко, но пронизывающий холодный ветер уносит с собой все скудное тепло. Как, видимо, унес и снег, которого  очень мало. К тому же сотрудники таможни сразу предупредили нас: не делать никаких резких движений, не бегать. Иначе можно просто потерять сознание. С высокогорьем лучше не шутить. Да куда там бегать! Непривыкшему человеку очень трудно находиться на улице долгое время. Даже если ты одет тепло, холод пронизывает все твое тело, и хочется скорее в помещение.
Чтобы сварить суп, как рассказали таможенники, потребуется 5-6 часов. И долго придется ждать, пока закипит вода в чайнике. Такие вот особенности этого пункта пропуска.
Что касается самого пункта, то заметно, что здесь многое обновлено. В глаза бросаются желтого цвета здания с зеленой металлической крышей, которые, видимо, только недавно прошли капитальный ремонт. А новенькое строение из пластика серого и желтого цветов  всем своим видом словно говорит, что  оно особенное. И, как мы позже убедились, так оно и есть: в здании установлено высокотехнологическое оборудование.
Прежде чем машина въедет на территорию пункта пропуска «Торугарт», владелец груза за 30 дней и не позже двух часов этого срока по интернету должен оповестить таможню о своем намерении ввести груз.
— Что это нам дает? Мы будем заранее знать, какой груз прибыл, в каком количестве, это дает время исключить возможные риски. Успеваем обработать документы, а когда прибывает сам груз, сверяем данные, совпадают ли они с сопроводительными документами, — поведал Замирбек Карашев.
Главное, все эти данные в автоматическом режиме попадают в базу Единой автоматизированной информационной системы ГТС.
Но первыми автомашины, заезжающие с нейтральной территории (на границе между КР и КНР в пункте пропуска есть нейтральная территория), встречают пограничники. Именно они открывают ворота на территорию нашей страны. Они проверяют паспорта, визы, а сам груз и автомашины осматривают с помощью служебных собак.
Как рассказал заместитель председателя Государственной таможенной службы Замирбек Карашев, автомашина первым делом проходит радиационный контроль. Это такие черно -белые столбы, которые стоят на всех пунктах пропуска.
— В случае превышения радиационного фона, подается сигнал, — поясняет  зампредседателя.
Если все в порядке, машина следует через дезинфекционный барьер. Функция данного оборудования — обеззараживание колес автомашины, чтобы на  колесах в страну не были завезены заразные инфекции.
Далее машина с грузом следует на автовесы. После того, как она въедет на них, аппаратура подсчитает, сколько приходится тяжести на каждую ось железного коня. Если все соответствует нормам, то водителю выдают карточку, свидетельствующую о соответствии веса установленным нормам и данным, о которых владелец груза оповещал ранее.
Пройдя все эти этапы, где больше идет проверка самого авто, машина следует на так называемый инспекционно-досмотровый комплекс. Как пояснил Замирбек Карашев, ИДК был построен в рамках модернизации пункта пропуска «Торугарт» на основе соглашения между правительствами КР и РФ.
Заехав на площадку ИДК, автомашина подвергается полному сканированию. Оператор на мониторе увидит «все внутренности» как машины, так и упакованного груза. Если в аэропорту таможенники видят на мониторе все содержимое наших чемоданов, то здесь — все содержимое груза. По словам таможенников, планируемое время проверки авто с грузом не должно превышать 20 минут.
— Мы можем установить наличие товаров внутри грузового отсека автомашины. Подразделяем их на 4 вида — органические, неорганические, из металлов и из тяжелых металлов. И по своей шкале можем определить сам товар. До 10 атомных единиц — это органические товары, от 10 до 20 – неорганические товары, от 20 до 30 — металлы и так далее, — рассказал заместитель председателя ГТС Замирбек Карашев.
Иными словами, уже на въезде на территорию страны таможенники узнают, действительно ли ввозят груз, который задекларировали.
Раньше, как поведал чиновник, если груз вызывал подозрение, то его полностью разгружали и тщательно проверяли. ИДК же исключает такую необходимость, так как можно увидеть все, что провозят, с помощью аппаратуры.
Правда, инспекционно-досмотровый комплекс еще не введен в эксплуатацию, он должен заработать 10 декабря 2019 года.
Из ИДК автомашина следует на таможенную стоянку, где сотрудники пункта пропуска, проводят первичный таможенный осмотр.
Как рассказал Замирбек Карашев, сотрудники проводят внешний осмотр автомашины, чтобы не было отсеков для провозки незадекларированных грузов, проверяют наличие пломбы (машина с грузом, заезжающая из КНР, имеет пломбу, установленную китайской стороной). После того, как груз проходит полную проверку на пункте пропуска, его еще раз опломбируют. Таким образом, на автомашине будет две пломбы.
— После того, как все документы комплектуются, они в сейфпакете передаются группе сопровождения таможенных грузов, — говорит заместитель председателя ГТС КР.
Груз в сопровождении сотрудников таможни следует до пункта назначения – склада временного хранения, то есть до пункта таможенного оформления.
«Торугарт» тоже напичкан камерами видеонаблюдения. Их здесь 73. Но камеры наблюдения, — это только часть модернизации.
Как рассказал Замирбек Карашев, между правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации было заключено соглашение от 31 марта 2015 года о техническом содействии модернизации и реконструкции пунктов пропусков. Так, по его словам, на сегодня в стране уже модернизировано и реконструировано 14 пунктов пропуска.  В семи из них предусмотрено установление современных инспекционно-досмотровых комплексов и в шести пунктах подобные комплексы уже установлены.
Кроме того, в рамках цифровизации все процедуры приведены в соответствие с системами стран ЕАЭС.
— Цифровизация делает весь процесс растаможки прозрачным, сокращает время таможенных процедур, — говорит Замирбек Карашев.
Предварительный таможенный процесс, кстати, как отметил Замирбек Карашев, проводится бесплатно, ни за какие процедуры оплата не взимается. После всех проверок автомашина вместе с группой сопровождения, у которой в сейфпакете хранится транзитная декларация владельца груза, держит путь к месту таможенного оформления. Обычно набирается не более 10 грузовых автомашин и колонной в сопровождении сотрудников таможни они следуют к назначенному пункту.
Для грузов, следующих из Китая через «Торугарт», одним из мест таможенного оформления является пункт на объездной дороге в районе города Кант. Он так и называется – МТО «Кант».
По прибытии в пункт назначения автомашина ставится на стоянку, которая называется складом временного хранения, после чего и начинается сама процедура таможенного оформления. Здесь представитель группы сопровождения передает сейфпакет с товаро-сопроводительными документами инспектору таможенного оформления. Нужно отметить, что сотрудник группы сопровождения не просто отдает сейфпакет, расписывается и, как говорится, свободен, а передача оформляется как положено — актом приема-передачи. Затем инспектором МТО закрывается транзитная декларация и формируется так называемый документ временного хранения.
Одним словом, процесс таможенного оформления, на взгляд обывателя, довольно хлопотный. Но, как нам удалось увидеть на месте, весь процесс занял не более 10 минут. После чего сотрудники таможни приступают к осмотру самого груза.
В присутствии, обязательно, представителя владельца груза, предварительно проверив состояние пломб, произведя полный наружный осмотр грузового отсека, снимают пломбы и выборочно проверяют непосредственно сам груз.
В автомашине, которую в качестве примера показали журналистам, находились ткани. Каких-либо нарушений не было выявлено. Как нам поведал представитель владельца груза, тоннаж тканей составил 27 тонн, и по расчетам таможни тот должен заплатит пошлину в размере 955 тысяч 357 сомов, почти 1 миллион сомов. Кстати, данные об уплаченных таможенных платежах автоматически загружаются в ЕАИС ГТС.
Завершив досмотр груза, инспектор составил акт таможенного досмотра в двух экземплярах и один передал владельцу груза.
Таким образом, мы своим глазами смогли увидеть, как автомашина с грузом заехала на территорию Кыргызской Республики, прошла первичный таможенный досмотр с многочисленными проверками, доехала до пункта таможенного оформления и благополучно его миновала, получив право ввоза груза на территорию страны.
И всем процессом, происходящим на «Торугарте» и в МТО «Кант» в онлайн-режиме следят в центральном аппарате Государственной таможенной службы. Здесь следят не только за работой этих двух пунктов, а всеми пунктами и местами таможенного оформления, которые есть в стране. Эти же данные через межведомственную систему электронного взаимодействия «Тундук» передаются в аппараты президента и правительства.
В Центральном аппарате ГТС следят за работой всех пунктов пропуска на границах Кыргызской Республики. Ноябрь, 2019 год.
Как сказал заместитель председателя ГТС Замирбек Карашев, они пригласили журналистов, чтобы показать открытость работы таможенной службы, какими техническими средствами та снабжена, что проведено в рамках цифровизации и модернизации. И действительно, как нам удалось увидеть, сегодня все на таможне — от момента заезда грузовой автомашины на территорию пункта пропуска до получения разрешения на реализацию груза внутри страны — максимально автоматизировано и находится под строгим контролем.

Предыдущая запись

Представитель ЕС высоко оценил итоги прошедшей в Бишкеке донорской конференции в целях устойчивого развития Кыргызстана

Следующая запись

Ложь Сапара Исакова обошлась ему боком